Поиск по базе статей:

Предыдущяя статьяСледующяя статья

Добавлена 23.12.2008 22:55. Увеличить размер шрифта: 12px | 16px | 20px | 24px

Когда «формул» еще не было

Когда «формул» еще не было

Шумахер, Алонсо, Прост… Эти имена сегодня на слуху не только у любителей гонок «Формулы-1». Но ровно 100 лет назад, когда состоялся первый заезд Гран-при (так в 1906 году назывались эти соревнования), за рулем тогдашнего болида «Рено» сидел… Нет, не немец, и даже не француз, а венгр Ференц Сис (Szisz). И под капотом в его машине были не 700 «лошадок», а всего 90. Правда, с рабочим объемом мотора ситуация была как раз обратная. Сегодня это 2,4 литра, а тогда целых 13 — ведро с гаком!
Какую же скорость развивал этот автомобиль при столь необычном (на сегодняшний взгляд) соотношении объема и мощности? Вполне достойные даже нынче 154 км/ч. Любопытно, что для этого двигателю достаточно было раскрутиться всего-то до 1 200 об/мин. Это в 16 раз медленнее нынешних формульных движков! Естественно, что для такого двигателя вполне хватало 3-ступенчатой коробки передач.

А вот теперь представьте: тормоза на этой гоночной машине были только на задних колесах. И — никаких вам вакуумных усилителей тормозов, если не считать прочной спинки сиденья. (В старинных автомобилях приходилось так давить на педаль тормоза, что спина упиралась в спинку сиденья с большой силой. В ЗИМе, например, внутри спинки была даже вварена стальная поперечина.) Но при этом конструкторы подумали о том, как можно хорошо разгоняться. Для улучшения аэродинамической обтекаемости радиатор убрали в середину машины за двигатель. А сиденье пассажира — тогда для храбрости брали с собой попутчика — немного опустили, чтобы его торчащая над кокпитом голова создавала меньшее сопротивление.

Трасса Гран-при представляла собой треугольник периметром 103,18 км, образованный обычными дорогами общего пользования близ Ле-Мана. За день гонщики успевали сделать 6 кругов, а ночью водители и автомобили отдыхали. При всем том успех в гонках определялся в немалой степени сложностью и частотой замены колес. Не будем забывать, что тогда на дорогах ходил гужевой транспорт, оставляя на «трассе» гвозди от подков, а то и сами подковы. В то время как счастливые обладатели «Рено» просто меняли деревянные колеса в сборе (Ференц Сис с напарником делали это за 4 минуты), другие участники Гран-при сначала брались за ножи и соскребали остатки резины с ободьев.

Погодные условия столетие назад представляли собой не меньшую проблему для гонщиков. Так, 27 июня 1906 года термометр показывал более 40°С. Горячее асфальтовое крошево летело из-под колес в воздух, что привело к многочисленным ожогам защищенных только очками лиц гонщиков. Но несмотря на все трудности, Ференц Сис уже после третьего круга стал лидером и к концу первого дня выиграл у соперников 26 минут. Даже сломавшаяся на следующий день рессора ничего не могла изменить в ходе гонки: через 12 часов 14 минут и 7 секунд отважный венгр первым пересек финишную черту.

Естественно, после этой победы он стал настоящей звездой, а его портрет был растиражирован на миллионах открыток и плакатов. Да и 45 000 франков призовых по тем временам были крупной суммой, да и французское гражданство являлось тоже неплохим бонусом. В 1907 году в следующей гонке он опять участвовал от «Рено», но занял лишь 2-е место. В 1908-м Сис ушел на время из автоспорта и вернулся вновь в 1914 году. Но в том же году во время замены колеса в ходе гонки Ференц получил сложный перелом руки, который поставил крест на его дальнейшей карьере. Потом он работал на авиационном заводе, а в 1944 году скончался в возрасте 70 лет и был похоронен в местечке Оффарги под Парижем. Интересно, что в пятидесятые годы в Венгрии объявился еще один Ференц Сис, успешно выдававший себя за «того самого» победителя первой гонки, — еще одно подтверждение заслуженной популярности патриарха гонок.

Обратите внимание!
Последние новости в рубрике: Спорт
[24.02.2016 13:59]  Дмитрий Селюк: "Переход Яя Туре в российский клуб невозможен"
[24.02.2016 13:54]  Олег Гусев: "У "Манчестер Сити" проблемы в играх с сильными командами"
[24.02.2016 13:50]  Лаборде не сыграет в ответном матче со "Спартой"
[24.02.2016 13:46]  Олег Кононов: "Нас ждет матч-история"
[24.02.2016 13:44]  Роберт Евдокимов: "Выиграть Кубок ФНЛ очень почетно"
[24.02.2016 13:37]  Сергей Широков: "СКА нужно успокоить эмоции и не обращать внимания на судей"
[24.02.2016 13:28]  "Урал" заключил контракт с 5-летним футболистом
[24.02.2016 13:21]  "Локомотив" просит болельщиков воздержаться от демонстрации политических баннеров
[24.02.2016 13:11]  Утвержден Кодекс этики ВФЛА
[24.02.2016 13:07]  Игорь Черевченко: "Пауза в чемпионате России подрывает конкурентоспособность "Локомотива" в Лиге Европы"
[24.02.2016 13:04]  Жозе Моуринью: "Сейчас я рад, что не работаю"
[24.02.2016 12:34]  28 февраля в Москве – "Матч молодых звезд"!
[24.02.2016 12:28]  Калиду Кулибали: "Не обижен на Дешама за его ошибку"
[24.02.2016 11:41]  Канарейкин прошел курс терапии от рака и готов выйти на лед
[24.02.2016 11:09]  Глава МВД РФ призвал фанатов "Локо" к порядку на матче с "Фенербахче"
[24.02.2016 10:48]  Аль-Халифа надеется, что на выборах ФИФА не будет очередной серии арестов
[24.02.2016 09:18]  Йожеф Сабо: "Шевченко готовят как замену Фоменко"
[24.02.2016 06:57]  "Даллас" победил в гостях "Виннипег", Ничушкин и Бурмистров забросили по шайбе
[24.02.2016 06:22]  "Детройт" одолел "Коламбус" по буллитам, Марченко сделал результативный пас
[24.02.2016 05:53]  "Нью-Джерси" победил "Рейнджерс", Калинин оформил "хет-трик Горди Хоу"
Поиск

Последние новости в разделе

Спорт
Медицина и здоровье
Туризм и путешествия

Подписаться на новости

Посвященные спорту
Посвященные медицине и здоровью
Посвященные туризму и путешествиям
RSS веб-канал

Основные разделы

Добавить статью
Медицина
Спорт
Туризм
Поиск
Контакты

Популярные статьи

Болезни триединой столицы Болезни триединой столицы
Цепная реакция Цепная реакция
«Гольфийские» игры «Гольфийские» игры
Конец Европы Конец Европы
Неиспанская провинция Неиспанская провинция
Бокс сават Бокс сават
Чем заменить фитнес Чем заменить фитнес
Мудры, или йога для пальцев Мудры, или йога для пальцев
Система поясов Система поясов
Регулирование веса боксера Регулирование веса боксера
Бросаем курить без ущерба для фигуры Бросаем курить без ущерба
Энергетика руки Энергетика руки
Искусство загара Искусство загара
Массаж грудной клетки и живота Массаж грудной клетки и живота

Поиск  |  Добавить статью |  Контакты

© IvSporte.Ru, 2008-2016, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Логотип ЯвСпорте.Ру